Как правильно подобрать фотообои для ребенка |
|
|
(К сожалению автор текста неизвестен. Просим его откликнуться.)
Чтобы развивать и обучать ребенка, дать ему представление об окружающем его мире совершенно необязательно посещать десяток развивающих центров и кружков.
Один из самых удобных способов подачи информации - размещение ее на стенах комнаты, в которой живет ребенок. На размещение в комнате ребенка познавательных плакатов, схем, таблиц, географических карт нас натолкнули строки из книги Никитиных 'Мы и наши дети':
'Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания "на всю жизнь" таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знания и даже развить определенные способности ребенка.'
Пока ребенок маленький, от полугода до полутора-двух лет, стены его комнаты могут украшать большие яркие картинки. Это могут быть крупные фотографии зверей, птиц, деревьев, цветов, разных предметов. Фотографии взрослых и детей. На яркие крупные картинки и познавательные плакаты не нужно жалеть денег: они врезаются в память ребенка и могут висеть один - два месяца. Потом через какое-то время исчезать и возвращаться.
Берите младенца на руки или подводите к картинке, показывайте пальцем на изображение и называйте его. Малыша после года можете попросить показать, где та или иная картинка.
По мере роста малыша картинки сменятся, например, на:
· географические карты (мира, Европы, России, города или любые другие),
·крупно нарисованный нотный стан,
·таблицу Менделеева,
·ленты от пособия 'Тысяча+' Зайцева (с изображением всех чисел с цифрами от 0 до 99),
·крупное изображение латинского и греческого алфавита, конечно, русского алфавита, как печатного, так и письменного,
·схему солнечной системы, карту звездного неба,
·портреты русских царей и императоров, писателей или композиторов, ученых, путешественников или знаменитых хоккеистов (в зависимости от интересов ребенка)
·и многое-многое другое.
Очень рано можно вешать на стены репродукции шедевров мировой живописи (подбор репродукций это совершенно дело вашего вкуса!). Мы начинаем с таких, сюжет которых может быть хоть как-то понятен:
·люди в разных ситуациях (не огромные батальные сцены, а небольшие жанровые сценки),
· Мадонна с младенцем,
·дети,
· животные,
·простые предметы.
Главное достоинство размещения информации на стенах комнаты - информация часто попадается ребенку на глаза, поэтому очень хорошо запоминается.
Недостатки:
·можно использовать только большие и очень большие изображения, чтобы не испортить зрение ребенка,
·существенно страдают стены (обычно для закрепления пособий используются гвозди, булавки или скотч), да и просто портится тщательно спланированный супердорогими дизайнерами интерьер, поэтому, если вы живете во дворце английской королевы, вам вряд ли позволят портить внешний вид помещения.
Чтобы расположить плакаты на стене плакаты большого размера, сверху и снизу их можно фиксировать к деревянным рейкам и подвешиваем эти рейки так, как в музеях висят картины (гвоздики вбиваем на границе обоев под потолком). Но плакаты могут качаться от прикосновения или даже падать.
Можно просто фиксировать плакаты булавками, загоняя их до шляпки под обои. Чтобы булавки не выпадали, можно наклеить маленький кусочек скотча на шляпку булавки, приклеивая ее к самому плакату.
Можно приклеивать скотчем сами картинки прямо на стену, но это портит и обои, и пособия.
Для картинок и пособий (схем, таблиц и др.) формата А4, можно использовать прозрачные папки файлы, которые вы один раз приклеите скотчем к двери в комнату или дверке шкафа, холодильника и потом будете менять картинки в файлах. Чтобы было удобнее вытаскивать и вставлять картинки в приклеенных папки-файлы, заранее срежьте на папке небольшой уголок.
Можно приклеить к стене или дверке листы из магнитного фотоальбома и вкладывать картинки в них.
В любом случае, если у вас возникли проблемы с размещением пособий и плакатов на стенах, не отказывайте от этой мысли сразу. Попробуйте найти для себя оптимальное решение по их размещению.
Самодельные плакаты
Когда нам хотелось дать ребенку именно ту информацию, которая была нужна в данный момент, мы отправлялись в магазин и покупали: листы ватмана или бумаги для черчения формата А3.
Если вам не удалось купить нужный плакат, схему или таблицу сделайте ее своими руками. Поверьте, времени это отнимет не так много, а пользу принесет огромную.
Занимаясь со своими детьми, мы придумали несколько типов плакатов, которые сильно помогали нам в освоении разных наук и премудростей.
Плакаты - 'объяснялки'
Если ваш ребенок интересуется какой-либо темой - птицами, автомобилями или музыкой, можете сделать для него плакат, которые объясняют, как устроен тот или иной объект изучения.
Например, если вы активно занимаетесь птицами, то помимо изучения некоторого количества названий птиц вы можете нарисовать большую птицу и подписать все её части - крылья, хвост, лапы, клюв. А если вы учите ребёнка играть на скрипке, повесьте изображение скрипки и подпишите все её части.
Изображение рисуется схематично, на бумаге для черчения формата А3 или больше. Сверху обязательно подпишите крупными буквами название изображённого предмета.
Такие плакаты хорошо помогают увидеть сходство и различие в строении тех или иных предметов или живых существ. Например, повесьте рядом два плаката: один, описывающий строение автомобиля и второй - строение самолета. Или рыбу и птицу. Или жука и бабочку. Или жука и собаку. Или дерево и куст
Если вы учите ребенка читать, он заодно потренируется в чтении.
Плакаты - объяснялки годятся как для годовалых - двухлетних детей (внешнее строение животных - части тела, и человека, строение разнообразных предметов и механизмов), так и для шести-семилеток (внутреннее строение земного шара, строение клетки, строение атома, внутреннее строение человеческого тела или что-то другое, что может заинтересовать именно вашего любознательного старшего дошкольника.
Словарь на плакатах
Это пособие подходит для детей, пожалуй, не младше четырех-пяти лет. В любом случае, это пособие только для читающих или начавших читать детей.
Читая книги, слыша разговоры взрослых, просматривая научно-популярные передачи или фильмы, дети среднего и старшего дошкольного возраста часто задают вопросы: 'А что такое:?'. Взрослые часто отмахиваются от детей словами 'Подрастешь - узнаешь!' Более продвинутые родители отвечают 'Посмотри в энциклопедии!'. Но лучше посмотреть в энциклопедии или в словаре вместе с ребенком (то есть научить ребенка пользоваться справочной литературой и приучить его искать в ней ответы на возникающие вопросы).
Но чтобы ребенок хорошо запомнил смысл интересующего его понятия, можно написать или распечатать определение этого понятия на листе бумаги формата А4 (обычная писчая бумага) или даже на половинке такого листа крупным шрифтом и повесить на стену. Скорее всего, ребенок навсегда запомнит текст, который будет попадаться ему на глаза. Кроме этого, он будет видеть пример правильного емкого и краткого определения значения слова (умение четко формулировать определения обязательно пригодится ему в школе).
Если у вас есть принтер, изготовить такое пособие предельно просто. Располагать текст на листе лучше всего по горизонтали - так можно использовать более крупный шрифт.
Мы активно пользовались 'словарем на плакатах' при изучении детских энциклопедий.
Ребенок спросил, 'что такое энергия'. Открыли энциклопедию 'Наука', прочитали о том, что такое энергия, какая она бывает, как один тип энергии превращается в другую. А на следующее утро на стене красовался листочек со словами из энциклопедии 'Энергия - это способность выполнять работу или усилие. Существует много различных видов энергии, в том числе тепловая энергия, энергия света и звука, химическая и ядерная энергия'.
Возможно, определение слишком сложное для ребенка шести лет. Но мы подробно изучили пять страниц энциклопедии с картинками и примерами, с шутливыми рисунками. А ребенок, к тому же, высказал свои примеры использования того или иного вида энергии:
Особым пунктом у нас стояли определения наук. На обложке одной из детских энциклопедий стояло слова 'Наука' (как раз той, где мы читали про энергию). Однажды был задан вопрос 'Что такое наука?'. Пришлось на пальцах объяснять, что это такое и приводить примеры наук. И тут последовал шквал вопросов: 'А что такое зоология?', 'Математика?', а также география, история и т.д. Было решено коротко и емко изложить определения основных наук и повесить на стенку. Правда, потом, постепенно (опять же из-за вопросов) пришлось напечатать еще добрую дюжину новых листочков. В итоге дети знали, что существует не только зоология, география и математика, но и чем занимается орнитология, метеорология, протистология, этнография и многие другие науки и их разделы.
Плакаты - таблицы
Это тоже пособие не для маленьких - для детей старшего дошкольного возраста.
Есть масса интересной, в основном, статистической информации, которую принято записывать в виде таблиц. Такие таблицы есть в конце атласов и энциклопедий.
Мы перепечатывали на компьютере такие таблицы крупным шрифтом и вешали на стену. Через месяц дети без запинки могли назвать самую крупную реку на земле, вес Земли и продолжительность лунных суток.
Естественно, не нужно требовать от детей не только запоминания, но и обязательного изучения такого материала. Просто повесьте на стену на видном месте или там, где ребенок часто бывает - остальное дело времени.
Наиболее удачные места для размещения подобных справочных материалов - над письменным столом ребенка, над кроватью и: в туалете.
Справочные таблицы можно менять не часто - через месяц, а то и два-три. К ним можно и нужно возвращаться через полгода - год.
Плакаты - цитаты
Этот тип плакатов знакомит ребенка с мудрыми мыслями великих писателей, ученых, философов, исторических деятелей.
Трудно представить, что после одного прочтения, например, в книге, ребенок запомнит мудрое высказывание. А если в течение нескольких недель оно будет попадаться ему на глаза, он не только запомнит его, но и станет задумываться над смыслом высказывания.
Наверняка, все вы помните именно те цитаты, которые висели в вашей классной комнате над доской. Потому что много лет пробегали по ним глазами.
Пусть наши дети познакомятся с мыслями Сократа, Ломоносова, Дидро, Ларошфуко, Толстого, Чехова: да мало ли мудрых людей жило на земле. Выбирайте те высказывания, которые нравятся вам - ищите их в книгах, сборниках афоризмов. Может быть, наши дети будут мудрее нас:
Стихи-плакаты
Так же, крупным шрифтом можно распечатывать стихи великих русских и зарубежных поэтов.
Стихи, которые висели в детской комнате ВСЕ дети в семье знали наизусть, хотя никто не заставлял их учить!
Некоторые стихи мы вешали на несколько недель или месяцев. А в течение долгого времени каждое утро около надписи 'Дежурное стихотворение', висевшей на холодильнике, появлялся новый листок (старый 'уходил' на хранение в папку, чтобы потом надолго обосноваться на стене в детской вместе с группой других стихов). По утрам дети влетали в кухню и первым делом смотрели на холодильник, что там сегодня? Иногда читали вслух сами (по желанию, без принуждения), иногда это делали родители.
Стихи подбирайте несложные для чтения и восприятия. Старайтесь знакомить ребенка с хорошей поэзией, а не со стихами дяди Васи Пупкина. Подбирайте разные по стилю стихи, не углубляйтесь в одну тему (например, стихи о природе). Перемежайте отдельные стихотворения отрывками из поэм, не забывайте про басни