Студия Мебели и Декора Уютный Дом
 Солнечная Италия на картинах русских художников...
Солнечная Италия на картинах русских художников...

"Утро. С гор ласково течет запах цветов, только что взошло солнце; на листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Серая лента дороги брошена в тихое ущелье гор, дорога мощена камнем, но кажется мягкой, как бархат, хочется погладить ее рукою».
Максим Горький. Сказки об Италии




Федор Матвеев. Итальянский пейзаж.

Жене дожа - догарессе - нельзя было заключать контрактов, иметь долги или принимать подарки от купцов.Находились всегда в тени, не имели авторитета и официального положения. Всё, что от них требовалось, это появление с мужем на официальных приемах...

Венецианские дожи
Античная история, многочисленные памятники прошлого, живописные ландшафты и мягкий климат всегда привлекали в Италию российских художников. Студенты Петербургской Академии художеств, приезжая в Италию, как правило, «за казенный счет» Общества поощрения художников, совершенствовали здесь свое мастерство. Скромные стипендии все же обеспечивали им нормальное существование и возможность отдавать силы и время творчеству. В 19-м веке в Риме обосновалась целая колония русских художников, для которых Италия стала миром счастья, гармонии и романтики.

Даже классик нашей русской литературы - Николай Васильевич Гоголь - путешествовавший по Италии и даже одно время живший в этой колонии, поддался творческому настрою и взялся за кисть. В одном из писем он написал: «Теперь жаль на минуту оставлять Рима - так он хорош и такая бездна предметов для рисования. Моя портфель с красками готова, с сегодняшнего дня отправляюсь рисовать на весь день, я думаю, в Колисей. Краски ложатся сами собою, так что потом дивишься, как удалось подметить и составить такой-то колорит и оттенок. Колорит потеплел необыкновенно, всякая развалина, колонна, куст, ободранный мальчишка, кажется, воют к вам и просят красок. Как чудно!».

Жаль, что история не сохранила его работ.

Однако мы можем полюбоваться картинами известных и мало знакомых русских художников разных школ и направлений на «итальянскую тему».

Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя



Брюллов Карл Павлович (1799-1852) родился в семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло. Все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев. Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Прибывшие в Александрию с торговыми целями венецианские купцы, узнали о том, какая участь ожидает мощи человека, который подарил им новую веру, и решили любой ценой, но не допустить надругательства...

Не было бы собора Святоо Марка, если бы не свиньи!
  За картину «Явление трех ангелов у дуба Мамврийского» Карл Брюллов получил Большую золотую медаль и право поехать в Италию на казенный счет.

Жил Карл Брюллов вместе со своим братом Александром, как и большинство русских художников, в районе нынешней улицы Систина, неподалеку от Квиринальского дворца.

«Из нашего дома, - писал родителям в Петербург Александр,- можно видеть древний Рим, где Колизей, хотя разрушенный, но прекрасный, заставляет забывать все- окружающее, чтобы смотреть на него. Наш дом разделен от папского только одной стеной и маленьким переулком, посему мы можем видеть очень хорошо папский сад, где деревья, покрытые апельсинами, и трава гораздо зеленее, нежели летом, заставляют нас забывать, что уже январь месяц...»

B 1827 году Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой, красота которой в равной степени сочеталась с добротой ее сердца. Самойлова стала для художника идеалом, другом и единственной любовью. (Брак с ученицей Шопена Эмилией Тимм принес скандалы, боль и разочарование.) Он написал немало портретов графини Самойловой.

Конечно, самая значительная и самая знаменитая его картина - «Последний день Помпеи» (она принесла ему всемирную славу, экспонировалась на выставке в Париже в 1834 году, и за нее он получил в России орден Святой Анны III степени). Но он написал также много картин из жизни простых итальянцев.

Итальянский полдень



Итальянка, ожидающая ребенка



Посмотрите, сколько солнца, тепла и нежности в этой картине!

А вот сюжет , который просто искрится веселым юмором...

Прерванное свидание.

Эта картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга.



Еще одна картина с таким же названием, но более романтичная, находится в в Москве, в Третьяковской галерее.



Возвращение пастуха домой



Любящий отец вернулся домой и, еще не успев слезть с лошади, стремится прижать к себе обожаемого ребенка. Просто, бесхитростно... и прекрасно!

Гулянье в Альбано



В 1847 году тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце надолго приковали художника к постели.

В апреле 1849 года по настоянию врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не принесло.

Весной 1852 года Брюллов приезжает в местечко Манциану близ Рима. Там 11 (23) июня 1852 года неумолимое время остановилось для него. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

«Синее спокойное озеро в глубокой раме гор, окрыленных вечным снегом, темное кружево садов пышными складками опускается к воде, с берега смотрят в воду белые дома, кажется, что они построены из сахара, и всё вокруг похоже на тихий сон ребенка"
Максим Горький. Сказки об Италии


Сильвестр Щедрин. Озеро Альбано в окрестностях Рима



Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) прошел полный курс пейзажной живописи в Воспитательном училище Академии художеств, окончил его с золотой медалью и правом на заграничное пенсионерство.

Из-за начавшейся войны 1812 года поездку в Италию отложили, и лишь в июне 1818-го он, наконец, уехал в Италию. Из Рима, который сначала ему не понравился, он переехал в Неаполь, где нашел вдохновение для своего творчества. Но позже вернулся в Рим и тоже стал находить в нем красоту.

Крупным достижением художника стала картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела» (1823).



Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов - не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.

Грот Матроманио на острове Капри



Когда срок пенсионерства истек, Щедрин рискнул остаться в Италии уже независимым художником - его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять.

Помимо пейзажей, художник увлекся еще одним мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море.



В многочисленных «Террасах», написанных в 1825-1828 годах и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.

Однако, напротив, его картина «Лунная ночь в Неаполе» очень драматична...



Тяжелая болезнь беспокоила его все чаще и чаще и он не решался возвратиться в Россию. Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. Он умер 11 августа 1830 года в Сорренто, на острове Капри.

После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина.

Михаил Лебедев. Вид Кастель-Гандольфо близ Рима.



Лебедев Михаил Иванович (1811-1837) прожил короткую жизнь, но успел стать одним из лучших русских пейзажистов первой половины XIX века. Его работы шли нарасхват, и приходилось делать по нескольку повторений, чтобы удовлетворить всех почитателей.

«Моя работа не продвигается в той мере, в какой, как мне кажется, она должна продвигаться. И в этом состоит сложность, а еще это не моя профессия»...

Сиктинская капелла и Микеланджело: за 5 веков до туристов
Его судьба складывалась необыкновенно счастливо... Он родился в семье крепостного, но в 1820-е годы в Эстонии, где он родился, отменили крепостное право, и Лебедев получил возможность поступить в гимназию.

Исключительная художественная одаренность юноши была замечена, и благодаря высоким покровителям в 1829 году он начинает учебу в Петербургской Академии Художеств, пройдя академический курс живописи за 4 года.

В 1833 году за пейзаж «Вид в окрестностях Ладожского озера» Лебедева награждают большой золотой медалью, дающей право на пенсионерскую поездку за границу. Через год он приезжает в Рим, где его приветливо встречает большая колония русских художников во главе с «великим Карлом» - Карлом Павловичем Брюлловым, который буквально обласкал Лебедева и помог ему освоиться в новой обстановке.

Без устали пишет Лебедев окрестности Рима.

Аллея Альбано близ Рима



Альбано



В парке Киджи



Пейзажи Лебедева невелики по размерам, написаны тонко, виртуозно и вместе с тем пластически выразительно. Они гармоничны и одновременно полны внутренней динамики. Его картины излучают свет. Они полны радости жизни и восторга перед красотой мира. Обычно их называют романтическими. Это действительно так. Да и трудно не быть романтиком, когда тебе 25 лет, когда в тебе кипят жизненные силы, когда бескрайний мир расстилается перед тобой, когда все удается, когда настоящее прекрасно, а будущее кажется лучезарным, удивительным и бесконечным. Но...

В мае 1837 года Лебедев отправляется в Неаполь, чтобы поработать летом в его прекрасных и столь любимых пейзажистами окрестностях. Здесь художника застает внезапно вспыхнувшая эпидемия холеры. «Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский как поэты, и Лебедев, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе", - так отозвался на известие о смерти Лебедева Карл Брюллов.

Федор Матвеев. Вид Рима. Колизей



Матвеев Федор Михайлович (1758-1826) был сыном солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем возрасте его определили в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств. Окончив обучение в пейзажном классе, в 1778 году он получил большую золотую медаль и через год отправился пенсионером в Рим.

Там он быстро усвоил принципы входящего в силу классицизма и стал последовательным классицистом. Искусство античности во времена Матвеева вызывало необычайный интерес, доходящий до всеобщего восторга.

Рим. Развалины Форума



По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. В то же время его реальность - преображенная, возвышенная, даже героическая.

Вид Тиволи близ Рима



Писал он и сочиненные пейзажи.

Пейзаж с водопадом



В Италии Матвеев прожил 47 лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом - постоянно растущие долги. Он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали образованные русские вельможи, однако платили за работу мало. Несколько раз Матвеев обращался в Академию художеств с просьбой помочь оплатить долги и прислать денег на дорогу домой, отправлял туда свои картины. Однако только в 1819 году ему назначили пенсию 500 талеров в год.

Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте. Молодой Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных пейзажистов, отмечал профессиональное мастерство и легкость исполнения, точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое умение писать дальние планы.

Исаак Левитан. Весна в Италии



Левитан Исаак Ильич (1860-1900) родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. О детстве художника почти нет сведений. Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат - художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. «Левитану давалось все легко, - вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, - тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». С 18 лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

Жил преимущественно в Москве. Был членом «Товарищества передвижников».

Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных «мировой тоской».

Левитан был тяжело болен и врачи направили его в Италию. «Нет лучше страны, чем Россия! - пишет он художнику А. М. Васнецову - Только в России может быть настоящий пейзажист». Однако и итальянские его пейзажи завораживают.

«С моря тянет легкий бриз, огромные пальмы городского сада тихо качают веерами темно-зеленых ветвей, стволы их странно подобны неуклюжим ногам чудовищных слонов. Мальчишки - полуголые дети неаполитанских улиц - скачут, точно воробьи, наполняя воздух звонкими криками и смехом.

Город, похожий на старую гравюру, щедро облит жарким солнцем и весь поет, как орган; синие волны залива бьют в камень набережной, вторя ропоту и крикам гулкими ударами, - точно бубен гудит».
Максим Горький. Сказки об Италии


Итальянский пейзаж



Канал в Венеции



Левитан прожил всего 40 лет. 22 июля 1900 года он умер.

Генрих Семирадский. Итальянский пейзаж



Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902) родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

В 1860 году по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года он уехал в Петербург, где определился в Академию художеств «вольноприходящим». Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником Академии художеств.

В 1870 году ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен, где написал первое свое крупное произведение - "Римская оргия блестящих времен цезаризма» (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская Академия художеств, что позволило художнику переехать в Италию.

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская Академия художеств присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

Дорога из Рима в Альбано



Итальянский дворик



Римский пейзаж



Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-1879), картины для Исторического музея - «Похороны вождя руссов в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году» (обе в 1883 году).

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров Академии художеств в Италии.

Умер Семирадский в 1902 году. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле «На Скалке», где покоятся многие знаменитые поляки.

Александр Иванов. Неаполитанский залив у Кастелламаре.



Иванов Александр Андреевич (1806-1858) родился 16 июля 1806 года в Санкт-Петербурге, в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В 11 лет он поступил "вольноприходящим" учеником в Императорскую академию художеств.

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал картину: «Белерофонт отправляется в поход против Химеры». В 1830 году, написав требуемую картину, Иванов отправляется в Италию.

Монтичелли близ Тиволи.



За границей Иванов посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 годы художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь.

Самое монументальное его произведение - «Явление Христа народу», которое он создавал на протяжении 20 лет (1837-1857). Эта картина стала жизненным подвигом художника и осталась в истории русского искусства замечательной школой углубленной работы над натурой, над различными компонентами картины.

В мае 1858 года картина Александра Иванова «Явление Христа народу» прибыла в Петербург и 28 мая 1858 года показана членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Выставка картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов состоялась в одной из зал академии художеств и стала таким событием в русском искусстве, какого еще не было со времен Карла Брюллова.

Картина вызвала резкое неприятие в официальных академических кругах, которые утверждали, что автор не оправдал их ожиданий. Но для большинства картина стала в высшей степени замечательным явлением и вызывала горячее сочувствие. Для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество.

Пока по Петербургу гуляли слухи, что царь хочет купить «Явление Христа народу» не за предполагавшиеся 30 тысяч, а только за 10 или даже 8, художник, столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения, равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой. Через три дня, 3 июля 1858 года, Александр Андреевич Иванов скончался.

Через несколько часов после кончины живописца стало известно, что «Явление Мессии» было приобретено императором Александром II за 15 тысяч, а сам художник пожалован орденом Святого Владимира.

И хотя большинство из нас знакомы лишь с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу», которая хранится в Москве, в Третьяковской галерее, существует множество замечательных пейзажей, написанных в Италии.

Вода и камни под Палацуолла.



Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гандольфо.



Оливковое дерево. Долина Ариччи.



Оливковые деревья живут несколько тысяч лет. Когда их сжигают - они издают звук, похожий на плач ребенка...

Храм Весты в Риме.



Понтийские болота.



«А по обрывам Монте-Соляро, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по ее каменным ступенькам, спускались от Анакапри два абруццских горца. <…> Шли они - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь все выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, ее близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово».

Иван Бунин. Господин из Сан-Франциско.

Использовала информацию сайтов:
http://gallerys.narod.ru/031.jpg
http://www.tretyakovgallery.ru/
http://bibliotekar.ru/
http://www.artsait.ru/
Пятница, 26.04.2024, 02:48
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Фотообои - украшаем интерьер! [1]Картины [1]
Фрески [6]Ручки мебельные [2]
Мебель ESF [4]Новинки KLER [1]
Изделия с кристаллами Сваровски [9]Ортопедические матрасы, подушки, основания [1]
Кухни [0]Шкафы-купе [0]
Фасады мебельные [1]
Вход на сайт
Поиск
Столешницы
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Архив записей
Друзья онлайн
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Студия Мебели и Декора Модный Дом © 2024 Сайт ivmdom.ru - все права защищены
      Проверка тиц pr    Яндекс цитирования  Яндекс.Метрика
        Работа в г Иванове., фирмы. МНОГОНАДО.net  Регистратор - каталог фирм Анализ сайта   Поисковые системы интернета список, СНГ  Анализ сайта  Search Engine Optimization